– Нужен развод?
– Звоните, поможем.
Планета Закона - реальная помощь!
Планета Закона
Оглавление Оглавление
Количество просмотров статьи Количество просмотров: 5332
Отправим материал вам на почту:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и отправку писем.
Кстати: Знаете о нашей услуге «Развод без стресса»? Подробнее

Для некоторого количества наших сограждан медиатор вовсе не человек, а маленькая цветная пластинка, помогающая в игре на гитаре.

А для подавляющего большинства это так и вообще незнакомый термин.

Знакомым, причём совершенно в ином смысле, он становится тем, кто вовлекается в судебные споры.

Зачем медиатор при разводе Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна

И стоит заметить, что гораздо лучше узнать, кто это такой, когда ещё только наметилась перспектива обращения в суд. К примеру, для того чтобы оформить развод с разделом имущества.

И узнать именно до встречи с судьёй, а не после.

Так кто же такой медиатор

Медиатор – это специалист, позволяющий достичь сторонам согласия при разводе до суда, то есть заключить между собой соглашение, имеющее юридическую силу.

В США и странах западной Европы процедура медиации – обычное дело и применяется едва ли не во всех ситуациях, осложнённых конфликтами, которые в бракоразводных процессах являются обычным делом.

Возможен ли развод с медиатором в России?

В начале 2010 года в юридической среде внезапно поднялась волна дискуссий на тему медиации. И пока одни наши коллеги пытались хотя бы понять, что же это за зверь такой, другие примеряли эту деятельность к своим специализациям. Вникали в суть вопроса, как выяснилось чуть позже, не зря.

Летом, потихоньку и фактически исподтишка, наши законодатели «обрадовали» россиян документом N 193-ФЗ (от 27 июля 2010 года).

Радость, правда, получилась какая-то однобокая – о новом законе не трубили СМИ, и он даже не попал в широкое поле зрения специалистов.

А между тем, рассказать гражданам о новом явлении в отечественной юриспруденции стоило.

Хотя бы потому, что в ст. 2 этого закона чётко говорится о применимости процедуры медиации в предпринимательской и иной экономический деятельности, а также в спорах, возникающих из трудовых и семейных правоотношений.

Проще говоря, этот закон затрагивает практически все сферы нашей жизни.

Если звёзды зажигают законы издают, значит, это кому-то нужно…

Примерно полтора года ни о самом законе, ни о процедуре регулируемой им, никто и не вспоминал. Но все изменилось после 22 декабря 2011 года.

В этот день Д.А. Медведев в своём Послании Президента РФ Федеральному Собранию достаточно однозначно высказался о необходимости внедрения медиации в судебную систему:

«…Число судей на душу населения у нас примерно то же, что и в большинстве европейских стран. Но напомню, что дел российские судьи рассматривают гораздо больше, в десятки раз больше, прежде всего потому, что около 80 процентов споров в этих странах разрешаются с помощью примирительных процедур, как это, кстати, было и в дореволюционной России … Законы о медиации, которые приняты, почти не работают … Надо … подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров».

После такого заявления всё окончательно встало на свои места – закон то создавался не просто так, а для того чтобы разгрузить судей. И пользоваться этой возможностью они стали год от года активнее - рекомендуя, к примеру, гражданам перед бракоразводным процессом ещё на этапе беседы подумать о внесудебном решении имущественных споров.

А что плохого?

Если рассматривать вопрос с теоретической точки зрения, то ничего. Наоборот, одни плюсы. Известно, что если в семье есть несовершеннолетние дети, то процедура развода проводится через суд.

И если в деле о расторжении брака не фигурирует раздел совместно нажитого имущества, взыскание алиментов, определение места жительства детей и порядка общения с ними или иные споры, бракоразводный процесс пройдёт быстрее и проще.

Когда детей нет или они взрослые и при отсутствии разногласий по вопросу раздела совместно нажитого имущества, расставание супругов юридически так и вообще можно оформить без участия суда, расторгнув брак в органах ЗАГС.

Вполне понятно, что бракоразводный процесс сам по себе жизненный момент, причём довольно болезненный. Когда же он осложняется судебными разбирательствами, связанными с делёжкой имущества и воспитанием детей, то, как правило, ситуация становится довольно острой.

Возникает бесконечно длительный психологический конфликт, в который вовлекаются другие члены семьи и, что хуже всего, дети. В этих войнах не бывает настоящих победителей, а все их участники получают душевные травмы.

Не стоит забывать и о том, что судебное отстаивание интересов занимает немало времени, а юридический итог нередко оказывается неприемлемым и не устраивает обе стороны конфликта.

Кроме того, за удовольствие раздела имущества в суде приходится дополнительно платить – только лишь размер госпошлины может доходить до 60 тысяч рублей.

Одним словом, вывод напрашивается очевидный – урегулировать спорные имущественные вопросы без судебных трений выгодно как в экономическом, так и в практическом смысле.

Помочь в этом двум обиженным друг на друга людям, по идее, и должен медиатор.

Но хорошо ли?

Спрос, как известно, рождает предложение. После того как процедуру медиации стали настоятельно рекомендовать судьи, а у наших соотечественников появляться к ней интерес, то возникли и те, кто начал предлагать такую услугу.

Как уже упоминалось, медиация – альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника – и порядок её проведения определяется Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ и его редакцией от 23.07.13.

И надо заметить, что документ этот довольно одиозный.

В соответствии с ним требуется детальное и полное описание проведения процедуры медиации и предмета спора. Малейшая неточность в документе может стать поводом к тому, что медиативное соглашение, которое становится мировым соглашением после утверждения его судом,

впоследствии любая из сторон сможет оспорить.

Роль самого медиатора в этом процессе также далека от ясной. В соответствии со ст. 15 п.6 медиатор не имеет права:

1) быть представителем какой-либо стороны;

2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь.

В то же время, в соответствии со ст. 11 п. 6 в течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь с каждой стороной по отдельности, а не только вместе.

Самое время напомнить, что результатом работы медиатора должно быть достижение обеими сторонами согласия. Судя по всему, медиатор уполномочен употреблять разве что психологический арсенал воздействия, причём не только открыто, но и в отношении одной стороны за спиной у другой.

Возможно, что в условиях западного менталитета всё описанное и приемлемо.

Однако стоит ли сомневаться, что в наших реалиях, примиряя враждующих по имущественным и другим болезненным разногласиям бывших супругов, медиатор потерпит фиаско.

Ещё хуже, что и без того острую ситуацию он может существенно усугубить.

Впрочем, гонорар за свои услуги медиатор в любом случае возьмёт, поэтому от фактического исхода процесса ему, как говорится, не холодно и не жарко.

Важно заметить, что корень проблемы здесь не только в менталитете.

Юридическую и консультативную помощь какой-либо стороне медиатор оказывать не имеет права, а именно она – необходимый элемент досудебного урегулирования имущественного бракоразводного спора.

Дело в том, что камнем преткновения здесь обычно является Статья 39 Семейного Кодекса РФ, в которой описывается порядок определения долей при разделе общего имущества супругов.

В соответствии с этой статьёй, вернее, с её п. 2, совместно нажитое имущество суд вправе разделить между супругами не поровну. Он может принять во внимание интересы несовершеннолетних детей, а также иные обстоятельства.

К примеру, если кто-то из супругов не получал доход по неуважительным причинам или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи, то и доля его при разделе может быть меньшей. Или наоборот, один супруг вложил свои добрачные денежные средства в приобретение имущества в браке и теперь считает, что его доля должна быть больше.

Именно эти аспекты в имущественных спорах бывших супругов становятся краеугольным камнем и служат поводом для завышенных ожиданий. При этом законы обычные граждане часто читают не с юридических позиций, а со стороны своих интересов.

Когда такой спор рассматривается в суде, многих огорчает, что приводимые аргументы в виде «тунеядства», «транжирства» и других, казалось бы, значимых обстоятельств семейной жизни, судья во внимание не принимает.

Выяснить их правовую применимость можно до судебного урегулирования спора.

Однако, повторимся, в соответствии с законодательством медиатор не вправе оказывать даже консультационную юридическую помощь.

А медиатор и не нужен!

Вернее, нужен, но не в том качестве, в каком его предписывает закон  N 193-ФЗ. Нужен тот, кто беспристрастно объяснит каждой из сторон перспективы судебного решения и юридическую обоснованность тех или иных притязаний.

Садиться за стол переговоров надо. Но делать это следует не в компании человека с неясными функциями. Требуется профессионал, способный рассмотреть проблему юридически точно.

Как это происходит у нас в России

Помимо желания разделить совместно нажитое имущество хотя бы без ущерба для себя, каждого из бывших супругов сопровождает часто чувство вины или обида, а нередко и то, и другое вместе.

Добавьте сюда какие-то личные особенности каждого – черты характера, темперамент, влияние родственников, опыт предыдущей совместной жизни.

Зачастую всё перечисленное воздвигает непреодолимый барьер между обоими и сводит к нулю возможность договориться мирно.

В такой ситуации свои имущественные ожидания каждому из супругов следует изложить профессиональному семейному юристу.

Своим доверителям мы объясняем, на что из желаемого им стоит действительно рассчитывать и какие возможности имеются.

Коллеги, к которым обращается другая сторона, действует так же.

Прийти к устраивающему обоих доверителей соглашению позволяют переговоры.

Имущественные и какие-то другие притязания обсуждаются юристами каждой из сторон не на личностно-эмоциональном уровне, а в рамках сухого, лишённого ярких красок, правового поля.

Нередко случается, что коллега, представляющий своего доверителя - другого из супругов - изначально обещает тому выигрыш в случае доведения дела до суда. Не хочется размышлять, что им движет – некомпетентность или стремление заработать любой ценой.

Важно другое – острота конфликта существенно снижается, когда в ходе встречи введённый им в заблуждение доверитель начинает понимать необоснованность своих притязаний.

В итоге стороны приходят к соглашению, устраивающему обоих.

Следует заметить, что ситуации, в которых какая-то из сторон ошибочно рассчитывает на получение чего-то большего, не редкость.

Довольно часто супруга, на попечении которой должны остаться несовершеннолетние дети, полагает, что суд от принципа равенства долей при разделе имущества отступит в соответствии с упомянутым ранее п.2 ст. 39 СК РФ. В качестве яркого примера можно привести распространённое ожидание, что «мне ещё одну комнату в квартире присудят». Подобные заблуждения, если их не развеять на стадии переговоров, способны стать источником существенных затрат на ведение судебных разбирательств с заведомо отрицательным для истицы результатом. Заодно и сжечь немало нервных клеток.

Важно отметить другое:

не медиатор, а диалог двух квалифицированных юристов способен урегулировать имущественные претензии супругов в процессе расторжения брака.

Итогом такого диалога становится не только быстрое, но и максимально безболезненное прохождение бракоразводного процесса.

Если без похода в суд нельзя обойтись, то бракоразводный процесс с участием юристов проходит тихо и мирно.

Когда же для расторжения брака достаточно обращения только в ЗАГС, супруги вовсе могут избежать последующего судебного разбирательства, связанного с разделом имущества.

В обоих случаях отчетливо заметна существенная экономия денег, времени и нервов.

Юристы оказывают помощь по всем вопросам, связанным с разделом имущества супругов во внесудебном порядке, в том касающимся подготовки проекта соглашения о разделе имущества (а также соглашений по алиментам, о месте жительства детей, порядке общения отдельно проживающего родителя с несовершеннолетними). Такие соглашения впоследствии нотариально заверяются и приобретают юридическую силу.

Помощь юристов в тонком и щекотливом деле по разделу имущества имеет и другой, казалось бы, неожиданный эффект. Спокойное и взвешенное рассмотрение взаимных претензий, осуществляемое незаинтересованными специалистами в присутствии перегретых эмоциями супругов, даёт им возможность «выдохнуть» и снижает градус взаимной обиды.

Согласитесь – когда некогда любящие друг друга люди расстаются пусть не как друзья, но уже и не как непримиримые враги, это само по себе бесценно.

Если вам требуется юридическая помощь при разводе, звоните +7 (495) 722-99-33 или обращайтесь в WhatsApp.


© «Планета Закона», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Оцените материал:
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
Читайте также
Хотите быстро развестись? Х Юридическая консультация посредством WhatsApp
Поделиться
Поделиться