Планета Закона - реальная помощь!
Планета Закона
Оглавление
Отправим материал вам на почту:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и отправку писем.
Кстати: Мы проводим онлайн-консультации.
Надёжно, экспертно, конфиденциально.
Подробнее

Когда мы говорим о законотворчестве Средневековья, нужно делать поправки на то, что время было непростым: в безопасности и защищёнными себя могли чувствовать разве что представители знати. Средневековая Европа существовала в неразрывной связи с Церковью: сначала это было католичество, потом уже и отколовшееся от него протестантство.

Исполнение законов шло через суд, но тогда он был сословным. Над крестьянами стояли графы и бароны. Тех же, как сюзеренов, судили их сеньоры, равные или превосходящие их по статусу. Отдельным судебным делопроизводством занималась Церковь (вспомните Священную инквизицию). Верхушкой, альфой и омегой в деле законодательства выступал монарх — король или королева.

Статус преступников во многом определял исход суда. Если рассматривалось дело придворного чиновника или рыцаря, следствие проводили тщательно и старались вынести оправдательный приговор. А если наказание и было, оно имело административный характер — штраф, признание собственной вины, клятва исправиться. Дворяне даже в стопроцентно доказанных случаях могли быть помилованы. Когда же доказательств вины подозреваемых не было, устраивали поединок. Победивший в нем автоматически считался правым.

Понятие «честный суд» и низшие слои населения было несовместимы. По законам того времени они по умолчанию являлись злодеями и подлежали наказанию. Донос или клевета на этих людей считались достаточными основаниями для вынесения приговора — пыток, истязаний, вплоть до смертной казни.

Из этих хитросплетений вышли самые необычные — смешные и страшные — средневековые законы.

Закон, разрешающий судить животных

В Средние века людям было тяжело, но и братья наши меньшие вынуждены были нести эту тяжесть. Просто подумайте: абсолютно все животные — от букашек и до крупного рогатого скота — могли быть осуждены и казнены. Известно примерно о восьмидесяти пяти задокументированных судебных процессах над животными.

Слава богу, что прагматический подход или просто светлая голова судей позволяла им выносить не смертный приговор, а назначать продажу животного на скотобойню (найдите 10 отличий в приговорах для животного).

Утешает, что деньги от продажи передавались родным и близким пострадавших или погибших. Тем не менее, голова брата нашего меньшего обязана была выставляться в публичном месте, дабы его сородичам было неповадно.

К слову, животных не всегда казнили. Если преступление было средней тяжести, «преступник» мог отделаться тюрьмой: в Австрии собака покусала вельможу и её отправили в тюрьму на год.

При всём при этом животные человеку (как не имеющие души) равны не были. Если они не возмущали общественный порядок, их спокойно отправляли на мясо. Грызунов и паразитов без суда и следствия травили, давили уничтожали любыми доступными средствами. Суд в принципе считался местом, где поддерживалась вера в закон.

Вот небольшая история криминальной фауны Средневековья:

12 веке казнили поросёнка за то, что покусал хозяйского ребёнка

В 1313 году повесили боднувшего человека быка.

В 1389 году попала под раздачу лошадь, посмевшая убить своего наездника.

В 1457 году карающая рука правосудия обрушилась на семью свиней – свиноматку подвесили за задние ноги, поросят отпустили за отсутствием состава преступления.

Спустя чуть более 15 лет, в 1474 году, как кур в ощип, попал петух, которому инкриминировали «противоественное преступление»: несчастный якобы отложил яйцо.

Ещё через век во французском Марселе судили дельфинов… Не спрашивайте, почему. Это не имеет значения.

Пожалуй, не самым глупым решением хочется считать повестки в суд для крыс, которые массово вредили продовольственным запасам и переносили целый пучок заразных и смертельных заболеваний.

Строгая и справедливая кара постигла швейцарских гусениц в Лозанне. Они совершили непоправимое — пожрали все листья в садах. За то насекомых вызвали в суд. Они (странно!) туда не явились, получили судебное предписание и были преданы анафеме.

Пожалуй самым ужасным явлением были суды над кошками, потому что их считали приспешниками Дьявола, т.е. расправа над ними совершалась по факту видовой принадлежности.

Во всём этом мракобесии были и светлые моменты справедливости: некая ослица подверглась надругательству, но была объявлена (как будто в этом могла быть вина) невиновной. В качестве «адвоката» выступил настоятель монастыря, нарёкший несчастную «добродетельным животным».

Закон, дающий шутам говорить, что на языке вертится

В 2008 году у писательницы Беатрис Отто вышла книга «Дураки. Те, кого слушают короли».

Король и шут — это не только известная рок-группа…Король и шут — это не только известная рок-группа…

Даже без чтения книги о шутах всем известно главное. Монарший указ разрешал этим ребятам говорить абсолютно всё, потому что это воспринималось не более, чем шутка. Они могли часами глумиться над придворными дамами, высокопоставленными кавалерами-чиновниками, на которых иные смотреть боялись.

Порой шуты имели немалый вес при дворе и пользовались доверием монархов. Таковым был Жан-Антуан д’Англере, он же Шико, шут при дворе французского короля Генриха III. Он мог не только зло посмеяться над людьми, но также был единственным шутом своей эпохи, кто носил шпагу и принимал активнейшее участие в политике и войнах.

Обидеть Шико было делом чреватым, потому что он отлично фехтовал и был обученным солдатом. Он не умер посмешищем, а сложил свою голову, как воин, при осаде Руана в 1592 году.

Закон, регламентирующий личную жизнь

В Средневековье понятие брака и брачной процедуры были принципиально другими, чем сегодня. Трудно поверить, но веками не было никакой официальной церемонии, после которой двух людей называли мужем и женой. Супругами двое могли стать хоть после бурной ночи, хоть при случайной встрече, притом практически мгновенно. Легко догадаться, к чему это приводило: вечные разбирательства, упрёки в измене, признание отцовства, требования совместного ухода за детьми, плач по потерянным кормильцам и т.д.

Хаос окончился в XII веке, когда брак был объявлен церковным таинством, заключающимся непосредственно Богом и фиксирующимся документально.

Объявляю вас мужем и женой — XII век на дворе!Объявляю вас мужем и женой — XII век на дворе!

Это ещё не самое интересное. Супружеские интимные отношения интимными тогда не считались. Первая брачная ночь была юридическим актом, невозможным без свидетелей. Знать от такой «открытости» была избавлена, другие же выполняли супружеский долг прилюдно.

Добавим финальную горькую пилюлю: браки тогда заключались в основном не по любви, а по экономическому и / или политическому расчёту. Закон этому никак не мешал.

Закон, поощряющий богоугодную стрельбу из лука

Современный человек может подумать, что в Великобритании в IX—XVI вв. шла подготовка Олимпийской сборной по стрельбе из лука. Дело в том, что закон предписывал мальчикам по достижении 14 лет стрелять из лука, но под присмотром священников.

Богоугодная стрельба из лукаБогоугодная стрельба из лука

Закон соблюдался строго в течение семи (!) веков. Рациональное зерно в его необходимости сейчас трудно искать. Можно лишь предположить, что священнослужители не допускали, чтобы занятие превратилось в перестрелку с летальным исходом.

Закон, запрещающий женщинам с именем Мария заниматься проституцией

В средневековой Италии работницам древнейшей профессии нельзя было называться Мариями.

Средневековая ИталияСредневековая Италия

Причины тому восходят к религии: все помнят, как звали мать Спасителя и как звали им же спасенную от побивания камнями блудницу Магдалену. Естественно, что нормальным считался запрет на проституцию женщинам с этим именем.

Закон, регламентирующий развод через поединок

Если в Германии периода Средневековья мужчина и женщина решили развестись, им был не нужен адвокат по разводам или семейный психотерапевт.

Муж и жена — одна сатана. Особенно на рингеМуж и жена — одна сатана. Особенно на ринге

Всё решали быстрее и дешевле: супруги шли на ринг и выясняли отношения насилием. Победитель получал всё имущество и детей. Побеждённый получал травмы, увечья и часто лишался жизни. Справедливо ли? Да, ведь тогда это было по закону!

Закон, запрещающий курение

Если в Средние века вы ощущали потребность покурить, вы должны были настроиться на встречу со Святой инквизицией.

Это не сравнить с нынешней пропагандой здорового образа жизниЭто не сравнить с нынешней пропагандой здорового образа жизни или мягкой и не очень критикой курящих людей.

Итак, в курении в Средние века видели дьявольский замысел: пускавшие из лёгких дым граждане считались прислужниками чёрных сил. А раз так, их объявляли ведьмами и ведьмаками и с чистой совестью сжигали на кострах.

К слову, в Средневековой Руси любителей побаловаться табачком хорошенько охаживали батогами. В XVII веке, в 1634 году, в Москве был сильный пожар и любых возможных поджигателей стали, мягко говоря, недолюбливать. Курильщиков тогда казнили. Как тут не вспомнить фразу Минздрава «Курение вредит вашему здоровью». Вот уж воистину!

Закон, предписывающий преследовать ведьм

Наверное, каждый человек при упоминании Средневековья вспоминает о преследовании ведьм. Считается, что этот страшный закон привел к очень серьезному вырождению генофонда.

Закон о преследовании ведьмЗакон о преследовании ведьм

Любое отличие от окружающих — нежданное богатство, страшные раны, вызывающая красота или дерзостное общение — было поводом обвинить в колдовстве и казнить.

И как только ни выявляли «ведьмовство» — топили с камнем на шее (не всплыла, значит виновна), запирали в замкнутом пространстве и смотрели, проникнет ли туда насекомое (если проникло, вина доказана).

Подобное является просто несмываемым позором на тех, кто вершил тогда правосудие и с удовольствием участвовал в казни несчастных женщин.

Закон, запрещающий носить доспехи в Парламенте

Это уже локальный нормативный акт: по законам короля Эдуарда Второго, правившего в XIV веке, члены Парламента, присутствовавшие в Палате, не могли находиться там в доспехах.

Во времена, когда там были рыцари (вы ведь тоже представили сейчас закованного в броню воина?), это было оправданно…

Но ведь закон действует до сих пор, с 1313 года! Едва ли можно ждать, что во время заседания уважаемых политиков в зал на вороном коне въедет Борис Джонсон в отливающих сталью доспехах с мечом, занесенным над головой.

На Парламент!На Парламент!

Дресс-код, действующий в английском парламенте в наши дни, наоборот — явление оправданное. По нему мужчины присутствуют в Парламенте пиджаках и рубашках с галстуком. Женщины одеваются в неброские жакеты и брюки. Да, были смельчаки, являвшиеся на заседания в майках с разными слоганами, однако спикер таким выступать не давал. В Англии с традициями всё строго. Вы, наверное, сами уже убедились.

Заключение…

… и смертная казнь в Средневековье для современного человека — дикость, жестокость, просто вселенская глупость порой. Однако посмотрим, что скажут о нас и наших законах потомки, живущие веке этак в 24-ом!

© «Планета Закона», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Оцените материал:
Читайте также
Поделиться